НАЙТИ
Расширенный поиск

ЛОГИН

  ПАРОЛЬ

Направления  
Программы и проекты  
Экспедиции  
Мероприятия  
Администрация  
Ученый совет  
Диссертационный совет  
Аспирантура  
Отдел полевых исследований  
Научные подразделения  
Научный архив  
Библиотека  
Издательство  
Монографии и сборники  
Публикации сотрудников  
Российская археология  
Краткие сообщения ИА РАН  
Археологические открытия  
Библиография  
Законодательство  
Учет  
Современное состояние  
Закупки по ФЗ-223  
Научно-методический совет при МК РФ  
Раскопки, наблюдения  
Разведки  
Государственная экспертиза  
Археологическое проектирование  
Образцы запросов для заказчиков  
 

Новости

Из новейших открытий археологов ИА РАН

Н.А. Макаров, П.Г. Гайдуков, Вл.В. Седов, В.В. Бейлекчи. Печать константинопольского патриарха Афанасия из переяславского Спасо-Преображенского собора

В июле 2014 г. Институт археологии РАН провел археологические исследования Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском, одного из древнейших белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, возведенного в княжение Юрия Долгорукого. Археологические работы связаны с подготовкой проекта реставрации собора. Для исследования стратиграфии отложений у храма и состояния фундаментов было заложено восемь шурфов, семь у стен постройки с внешней стороны, один – внутри храма, в дьяконнике, на участке, где ранее уже производились вскрытия пола и строительных напластований. Из этого шурфа происходит уникальная находка – свинцовая подвесная печать с изображением Богоматери и восьмистрочной греческой надписью.

В шурфе в дьяконнике выявлены средневековые строительные отложения, в том числе проливки извести и прослойки белокаменной крошки, перекрывающие лежащую на материке прослойку черного гумуса и древесного тлена – горизонт начала строительства. В центре шурфа расчищена яма от строительных лесов, с востока и запада обнаружены ленточные валунные фундаменты. Вдоль южной стены в шурфе открыты основания и часть стенок белокаменного саркофага с практически полностью сохранившимся изголовьем. Печать обнаружена в юго-западном углу шурфа, она залегала в переотложенном слое на глубине 44 см от пола, ниже изголовья расколотого саркофага, вероятно, она попала сюда в результате ранее производившихся земляных работ.

Печать заметно выделяется в кругу подобных древностей большой величиной и массивностью. Ее размеры 41–45 мм, толщина 47-48 мм, вес 64 г. Заготовка печати на несколько миллиметров превышает диаметр матриц. На лицевой стороне печати в точечном ободке помещено изображение сидящей на престоле с богато украшенной спинкой Богоматери. Она держит перед собой на коленях обеими руками младенца Иисуса Христа. По сторонам под титлами надпись: ΜΡ–ΘV. На обороте, также в точечном ободке, помещена восьмистрочная греческая надпись. Правая треть надписи немного оплавлена, вероятно, печать побывала в пожаре.

Предлагаем следующий вариант прочтения легенды на булле:

+ΑΘΑNA|CIΟCΕΛΕWΘV|ΑPXΙΕΠΙCΚΟΠΟC|ΚWNCΤΑNΤΙNΟV|
ΠΟΛΕWCNΕΑCΡW|ΜΗCΚΑΙΟΙΚΟVΜΕ|NΙΚΟCΠΡΙΑΡ|XΗC
(Афанасий, милостью Божьей архиепископ Константинополя, Нового Рима и вселенский патриарх).

Тип печатей с изображением Богоматери и многострочной надписью на другой стороне хорошо известен в византийской и русской средневековой сфрагистике. Так оформлялись печати высших церковных иерархов: патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов. Печать, найденная в Переяславле, отличается своими крупными размерами и высоким художественным качеством исполнения изображения и начертания надписи. Благодаря сохранившейся надписи ее персональная атрибуция может быть надежно установлена.

Известно четыре константинопольских патриарха, носивших имя Афанасий. Два из них занимали престол в период существования Византийской империи: в конце XIII – начале XIV в. и в середине XV в. Два других – в период Константинополя под властью Османской империи: в 1634 и 1679 гг. Найденную печать с большой долей вероятности можно связывать с деятельностью лишь первого патриарха – Афанасия I, поскольку существование Афанасия II, последнего патриарха Византийской империи (1450-1453), подвергается историками сомнению. Относить печать к патриархам XVII в. невозможно по многим причинам и в первую очередь из-за непродолжительности их служения, У Афанасия III оно длилось лишь с конца февраля по начало апреля 1634 г., а у Афанасия IV – вообще всего неделю в 1679 г. Таким образом, в атрибуции печати мы склоняемся к патриарху Афанасию I, хорошо известному по письменным источникам. Он занимал патриарший престол дважды: в 1289-1293 и 1303-1310 гг.

Афанасий I, в миру Алексий, родившийся около 1235 г. в Адрианополе и умерший в глубокой старости в константинопольском монастыре Ксиролоф, – одна из ярких фигур в истории палеологовской Византии. Монах, долгое время подвизавшийся в монастырях на Афоне и во Фракии, известный своим аскетизмом и отшельнической жизнью, был приглашен на патриарший престол по инициативе императора Андроника II Палеолога и оказывал большое влияние на василевса и политику империи. Известно, что Афанасий был противником сближения Византии с латинским Западом, сторонником усиления императорской власти, как имеющей божественное происхождения, идеологом «очищения нравов» византийского общества, часто вмешивавшимся в дела светского управления. Его общественные и религиозно-философские взгляды получили отражение в обширном эпистолярном наследии, в том числе переписке с императором. Патриарх дважды был вынужден оставлять константинопольский престол под давлением своих противников среди епископата. Почитание Афанасия как святого началось вскоре после его смерти.

Патриарх Афанасий сыграл немаловажную роль в истории русской церкви – в 1308 г. он поставил на русскую киевскую митрополию Петра, Ратского игумена, настоятеля одного из галицких монастырей, с именем которого связан последующий перенос митрополичьей кафедры в Москву и строительство в Московском Кремле первого каменного Успенского собора. Утвердив на русской митрополии Петра, высший церковный иерарх Византии отказал в поставлении другому претенденту – тверскому игумену Геронтию. Колоритные подробности этих событий – передачу патриархом Петру святительских риз, пастырского жезла и иконы, принадлежавших умершему тремя годами раньше митрополиту Максиму и привезенных в Константинополь Геронтием, – изложены в Житии митрополита Петра, составленном в конце XIV в. митрополитом Киприаном. Но участие патриарха Афанасия в делах русской церкви этим не ограничилось. В 1309 г. Афанасий послал своего представителя – «единого от клирик» – к Петру после поступивших в Константинополь от тверского епископа Андрея обвинений митрополита в симонии – «ложных и хульных словес» – и предложил рассмотреть эти обвинения на церковном соборе. Собор состоялся в Переяславле-Залесском в 1310 или в начале 1311 г. Участники собора, в конечном счете, отвергли выдвинутые против Петра обвинения как «облъгания» и «ложные словеса». Согласно тому же житию, решающее значение при этом имела позиция представителя константинопольского патриарха. «Тогда посланный патриархом клирик писаниа и словеса преподобному святителю Петру пред всеми являет». «Клирик», таким образом, не только выступил в защиту Петра, но и предъявил привезенные от патриарха «писаниа». Можно полагать, что именно этот документ был скреплен печатью с именем патриарха, найденной в дьяконнике переяславского собора.

Находки булл высших церковных иерархов Византии на Руси исключительно редки. Изданы лишь две: печать константинопольского патриарха Евстратия Гарида (1081–1084), обнаруженная в 1935 г. при раскопках в северо-западной башне Софийского собора в Киеве (Каргер, 1945) (Каргер М.К. К истории византийской сфрагистики // Византийский сборник. М.; Л., 1945. С.260-264; Самойловский I.М. З археологiчного лiтопису Киiвськоi Софii // Середнi вiки на Украiнi. Киiв, 1973. Вип. 2. С.103.), и печать патриарха Матфея I (1397–1410) происходящая со средневекового поселения на р. Воже, притоке Оки, на территории современной Рязанской области. Эта булла, по характеру своего оформления (крупные размеры, иконография Богоматери) аналогична с печатью из Переяславля. В.Л. Янин и П.Г. Гайдуков, издавшие рязанскую находку, убедительно связали ее с обращением патриарха Матфея к митрополиту Киприану и русским князьям за материальной помощью – «милостью» – для борьбы против турок и последовавшей затем присылкой благодарственных грамот на Русь (Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Новая печать константинопольского патриарха Матфея I // Skripta Gregoriana: Сборник в честь 70-летия академика Г.М. Бонгард-Левина. М.: «Восточная литература» РАН, 2003. С.416-418.). Одна из таких грамот могла быть отправлена великому князю Олегу Ивановичу Рязанскому (1350–1402). Как и в случае с переяславской печатью, находка патриаршей буллы может быть, таким образом, соотнесена с конкретными историческими событиями.

Церковный собор 1310 г. в Переяславле – один из драматических моментов московско-тверского противостояния и столь же важная веха в истории русской митрополичьей кафедры. Решения собора укрепили положение Петра на русской митрополии и позиции московских князей, выступавших в его поддержку. Печать патриарха Афанасия – не только яркое материальное отражение византийско-русских церковных связей в начале XIV в., но и уникальное археологическое свидетельство этого события, известного нам лишь по «Житию митрополита Петра» и сообщениям В.Н. Татищева.


Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском


Место находки печати

Печать патриарха Афанасия


Святитель Петр, Митрополит Московский

 

14.08.2014



Вернуться в раздел «Новости»

 
 

 

     
События
Публикации
Конференции
Новые книги
Personalia
In memoriam
     
 
     
 

 
 

Всероссийская научная конференция "Развитие взглядов на интерпретацию археологического источника" ИА РАН, 23-24 ноября 2016 г. 

 
   
 
 
 

 
 

18-19 октября 2016 г. в Палатах Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника состоится VII научно-практический семинар «Археология Владимиро-Суздальской земли».

 
   
 
 
 

 
 

Рабочее совещание «Культурный слой памятников каменного века: определение и подходы к исследованию, генезис, тафономия, информационный потенциал источника». Москва, ИА РАН, 13-14 октября 2016 г.

 
   
 
 
     

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ

 
     
 
     

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии Российской академии наук, 2006 – 2016

117036, Москва, ул. Дм. Ульянова, 19 Тел.: (499) 126-47-98, факс (499) 126-06-30

Создание сайта - Инфорос
     
На главную E-mail Добавить в избранное Карта сайта Оставить отзыв Версия для печати Отправить на e-mail Наверх