НАЙТИ
Направления  
Программы и проекты  
Экспедиции  
Образование  
Администрация  
Ученый совет  
Диссертационный совет  
Аспирантура  
Отдел полевых исследований  
Научные подразделения  
Архив  
Библиотека  
Издательство  
Монографии и сборники  
Публикации сотрудников  
Российская археология  
Краткие сообщения ИА РАН  
Археологические открытия  
Библиография  
Проведение историко-культурной экспертизы  
 
Проведение спасательных раскопок и наблюдений  
 
Проведение археологических разведок  
 
Образцы запросов для заказчиков  
Законодательство  
Учет  
Современное состояние  
 

Публикации

Из новейших открытий археологов ИА РАН

Музыка в археологии: новые уникальные находки на античном некрополе поселения Волна 1

Во время исследования античного некрополя Волна 1, расположенного в Темрюкском районе Краснодарского края, археологи Сочинской экспедиции ИА РАН обнаружили уникальную находку – остатки древнегреческой арфы-тригона.


Погребение с арфой-тригоном

Изделие было обнаружено в грунтовом семейном склепе IV в. до н.э. Основа арфы была выполнена из дерева и кожи и не сохранилась, однако сохранились костяные накладки, бронзовые колки для натягивания струн и бронзовые скобы для крепления накладок к дереву.


Арфа-тригон: костяная основа с бронзовыми колками

Находка арфы в погребении является уникальным не только для территории Боспора и Северного Причерноморья, но и для всего греческого мира. До настоящего времени нам была известна одна частично сохранившаяся древнегреческая арфа из некрополя Пирея (Афины) и колки от арфы из некрополя города Тарант, расположенного на территории Великой Греции в Южной Италии. В некрополе Пирея арфа найдена в могиле последней трети V в. до н.э. Колки от арфы в некрополе Таранта найдены в семейной усыпальнице III–II веков до н.э. Оказывается, что музыкальный инструмент с Тамани - один из самых ранних и хорошо сохранившихся во всем древнегреческом мире.


Реконструкция арфы из «Могилы поэта» из Пирея (Terzes, 2013)

Изделие из некрополя Волна 1 представляет собой вариант арфы древнегреческой, известной по античным источникам под названием «тригон» (trigonon, от гречесого "τρίγωνον"). Этот вид арф имел треугольную или лукообразную форму. Он восходит своими корнями к простому луку, к которому вместо тетивы крепились струны. На такой арфе могло быть натянуто до 20 и более струн (число их могло доходить до 30, как в нашем случае). Инструмент производил звуки в диапазоне до нескольких октав. Считается, что тригон появился в Греции из Египта. И действительно, нам известны изображения арфистов на древнеегипетских росписях и рельефах. Более того, в Египте это был один из самых популярных инструментов, наряду с флейтой и лютней. Древнейшее изображение древнеегипетской арфы датируется 2550 г. до н.э. Сохранились даже целые изделия, хранящиеся ныне в Британском и Метрополитен музеях.
Самое раннее из известных нам изображений арфиста в древнегреческом мире, играющего на тригоне, происходит с о. Керос и датируется приблизительно 2000 г. до н.э. Затем на полторы тысячи лет отголоски этого инструмента исчезают из археологических источников. Вновь в искусстве древних греков арфа появляется на росписях краснофигурных лекифов, которые датируются серединой V в. до н. э., а в произведениях античных писателей упоминания о ней встречаются вплоть до III в. до н.э.
Арфа-тригон на вазовых росписях в основном встречается в сценах, связанных с семьей: в качестве супружеских даров на свадьбу, в свадебных церемониях. Довольно часты изображения девушки или женщины, играющей на арфе. В Древней Греции арфа считалась практически исключительно женским музыкальным инструментом. Частое изображение девушек с арфами на лекифах, найденных в захоронениях, а также в сценах, связанных с Дионисом, говорит о том, что это изделие был связано с Дионисийскими таинствами, с погребальными и свадебными ритуалами. Как показала тщательная расчистка, арфа явно была сломана во время совершения погребального обряда. Один ее кусок с колками положен аккуратно рядом с другим. Преднамеренная поломка вещей в древней ритуальной практике, особенно похоронной, хорошо известна.


Погребение воина с кифарой

Уже когда писалась новость об этой замечательной находке, археологам вновь улыбнулась удача. В одном из расположенных неподалеку погребений была обнаружена еще одна две детали от струнного инструмента. В погребении воина первой половины V в. до н.э. (480-е гг.) была найдена костяная деталь для крепления струн (струнодержатель) и железный порожек, который подымал струны на декой. У последнего изделия на концах сохранились остатки дерева. Это свидетельствует о том, что он крепился на деревянном корпусе музыкального инструмента. Судя по количеству и расположению прорезей, струн было 7. Подобные детали встречаются у двух видов древнегреческих музыкальных инструментов : у лир (и их разновидностей) и кифар. Так как лира, как правило, имела резонатор из панциря черепахи, следов которого в погребении обнаружено не было, то мы склоняемся к мнению, что перед нами остатки древнегреческой кифары. А в 20 см от остатков кифары была обнаружена костяная резная пластина, которая может быть как украшением этого музыкального инструмента, так и (что вероятнее) плектром для игры на струнных инструментах – деталь так же характерная для кифар. Это первая известная нам находка фрагментов кифары.



Детали кифары; костяной струнодержатель и железный порожек

Находка остатков кифары в мужском и даже воинском погребении сразу вызывает в памяти сюжеты из «Стратегем» («стратигема» - военная хитрость) древнегреческого писателя Полиэна. В одной из них Македонский царь Антигон II Гонат (319-239 гг. до н.э) устроил выступление в г. Коринф знаменитого кифареда Амебея. Городская стража была настолько увлечена этим зрелищем, что Антигон смог беспрепятственно захватить город. В другой стратегеме Полиэн рассказывает, как сиракузский тиран Агафокл (361-289 гг. до н.э.) пригласил на ужин пятьсот граждан, играл им на кифаре. Граждане были настолько возбуждены от его игры, что он смог выйти из зала и его гоплиты перебили всех собравшихся.



Реконструкция древнегреческой кифары (Roberts, 1980, pl. 32); костяной плектр

Есть среди стратегем Полиэна и одна, относящаяся непосредственно к Боспору. Так, во время Боспоро-Гераклейской войны, военноначальник Мемнон (380-333 гг. до н.э.), собираясь напасть на Боспор, решил выяснить количество воинов у царя Левкона. Для этого он устроил выступление известного кифареда Аристоника из Олинфа. По его задумке, местные жители должны были «поспешно собраться» в театре на представление, и его шпионы смогли бы пересчитать количество воинов. Кстати, сам упомянутый Аристоник был учителем музыки и товарищем Филиппа II – отца Александра Македонского. Участвовал в восточном походе Александра и погиб в стычке с массагетами под Зариаспами. Данный рассказ повествует нам, что кифара была чрезвычайно популярна на Боспоре. Игрой на кифаре увлекались цари и тираны, полководцы и воины. Не чужды были данному увлечению и Олимпийские Боги. Недаром Аполлон, один из покровителей греческих колонистов, часто изображался с кифарой.
Новые находки на Тамани дополняет музыкальный ряд древнегреческой культуры не только октавами и струнами, но и тем, что после реставрации в музейной экспозиции можно будет увидеть то, что когда-то реально звучало, веселило, печалило...

Р.А. Мимоход, Н.И. Сударев

Новость в СМИ:

Пресс-релиз Института археологии РАН

http://tass.ru

http://polit.ru

http://www.vesti.ru

http://www.livekuban.ru

 

09.07.2018



Вернуться в раздел «Новости»

 
 

 

Подписка на пресс-релизы ИА РАН
     
События
Публикации
Конференции
Новые книги
Институт в СМИ
In memoriam
     
 
     
 

 
 

Фотовыставка "Археология: мост сквозь века. Древнее искусство в полевых находках Института археологии РАН" 17 сентября 2018 г., Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

 
   
 
 
 

 
 

Научно-практический семинар «Средневековая археология Дунайского бассейна и Русской равнины: новые подходы к изучению расселения, культуры и социальной стратификации», 19–20 сентября 2018 г., Москва – Переславль Залесский

 
   
 
 
 

 
 

Публичная лекция "Тайны монастырей Москвы", 14 сентября 2018 г., 19:00, парк "Зарядье", г. Москва

 
   
 
 
     
 
     

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии Российской академии наук, 2006 – 2018

117036, Москва, ул. Дм. Ульянова, 19 Тел.: (499) 126-47-98, факс (499) 126-06-30

Создание сайта - Инфорос
     
На главную E-mail Добавить в избранное Карта сайта Оставить отзыв Версия для печати Отправить на e-mail Наверх